Какое благословение следует произносить на рис?
За пищу, которая на столе, человек обязан благодарить Творца. Но в наше время не всегда понятно, что именно лежит у нас на тарелке… Некоторые виды одомашненных овощей и фруктов кардинально отличаются от своих «диких» аналогов. Отдельные продукты изменились до неузнаваемости: высокоградусное вино времен Талмуда - не чета современному вину; маца времен Исхода не была похожа на сегодняшние одноименные крекеры. Некоторые продукты утратили свои названия или стали называться похожими именами.
Так, в наше время нет уверенности, что во времена Талмуда называлось «рисом». По одному из мнений в тот период этим именем называли то, что в наше время именуется пшеном. Согласно другому мнению современный рис - прямой потомок того самого риса из времен Талмуда.
Более того мудрецы затрудняются в определении семейства, к которому принадлежат рис и пшено, описанные в Талмуде: бобовые или злаки. И, соответственно, какие благословения должны быть произнесены до и после употребления данной пищи?
К примеру, считалось, что на разваренное изделие из злаков, равно как и на разваренный, размякший рис, принято говорить благословение «борэ миней мезонот», а после его употребления - «аль а-михия».
В то же время, было принято говорить «Шэаколь нийя би-дваро»,если рис сварен, но не разварился, а после его употребления - благословение «борэ нефашот». Так и на изделия из бобовых.
Согласно нашей традиции и по мнению большей части мудрецов рис и пшено относятся к бобовым, но в то же время, рис насыщает человека так, будто было съедено изделие из злаков. Именно поэтому нами было принято решение, что перед употреблением разваренного риса следует произнести благословение «борэ миней мезонот», а после еды -
«борэ нефашот», а не «аль а-михия», т.к это благосовение произносится только после изделий из 7 видов злаков, которые насыщают человека, согласно Талмуду.